How to build an office using the principles of design thinking — architects of IND Office share their experience through the example of the Alfa Laboratory office.

A phenomenon called design thinking has been claiming momentum recently, including its application in office space designing. Whereas earlier the theory of design thinking of the company named IDEO and Tim Brown — its creator and pioneer — was mainly known to near-innovation circles, now this term occurs increasingly frequently.

Architects and designers of IND Office have been applying the principles of design thinking in office space designing for a long time so far. Ere yet we learned that there such an approach did exist, we considered every our project from different angles, took a lively interest in our customers’ businesses, tried to foresee the future — employees’ behavior as well — and offered solutions that could easily adapt to that future.

So what is the difference between “mere” design and design thinking? Not only does design thinking form the exterior of an object — unlike design, where this is the main focus — but it considers its function in detail as well, thus extending the boundaries of a project and taking it to the next level.

Here comes a simple example to illustrate the approach: one day an own gym opened in an office, where typical white collars work. It is a common thing now, but ten years ago it was something extraordinary. Most of CEOs at the time were not really sure it was a good idea. They thought it would demotivate employees and decrease their efficiency. This is a great example of design thinking — the client considered the needs of employees, pushed the limits of what was habitual — a desk and a coffee machine, figured out the benefits for their business, and it worked! Employees began to visit the gym actively, without compromising their performance. Quite the opposite, their efficiency increased, they started to spend more time in the office: employees discussed working moments in the gym! The loyalty to the company increased, emotional setting improved, less quits, more motivation, better financial performance of the business — all the things that push today’s employers to improve their offices.

Design thinking is a broader take on the way things are, not only on their exterior forms.

Style is important, but creation of an interior that reflects a company's business, identifies the company and is its trademark, covers its business values and its vector of development, is overriding. We apply the underlying principles of design thinking in our work. Let’s refer to the example of the Alfa Laboratory office that was opened in the late 2014.

Alfa Laboratory is a special unit of Alfa Bank engaged in electronic business. One of the uniquefeatures of the office is its creativity, which is unlikely for the financial sector. Functional, striking, and innovative, it is a workplace for young and vigorous employees.

When creating an office, architects and designers of IND Office do a detailed research of a project in three lines, which are the principles of design thinking:

1. Being in consumer demand. An office is created for a comfortable work of employees in the first place.

A human being is always at the heart of design thinking. To create innovative products, including architectural spaces, appropriately and effectively, one should be deeply empathic.

First and foremost, we start out from a client’s needs and adjust our ideas to them. An architect works in with the client and creates a tailored project that matches in the best way the requirements of the client and its employees. There are many young and vigorous employees in the field of electronic business where Alfa Laboratory works — these young people are so called “representatives of the Generation Y,” who are really involved in digital technologies. The client and we unambiguously understood that this generation was the core staff, and therefore the office was to be attractive and convenient right for them, so that when a potential (and of course a qualified) employee would come here for an interview, he or she would like to stay here. The office was to look rather like an innovative office of a digital company than like an interior of a financial institution. Alongside with technologies, potential employees were keen on comic books from little up, they liked street art and active sport, and all of these things were included in the interior too.

And the result was a bright office with its design being based on comic books and elements of street design. We understood the nature of the Generation Y and offered the employees not to be bound to one stationary workplace, but to work from different zones. Dynamic atmosphere allows quick and effective completion of tasks by means of functional solutions — employees may write down and stick materials right on the walls; solve tasks sitting on soft poufs at the coffee-point without arranging special meetings; combine leisure and brainstorming in a game-zone — two things that do not always disagree. This office has the feel of informal setting — the interior encourages shifting away from bureaucracy and hierarchy. This is important in this direction, when even a newcomer may come up with great ideas. Even the youngest employee can offer introduction of new products, and in doing so he or she will not face hierarchical boundaries.

Quotes of the great names of history, even an unusual, “rushing” shape of a reception desk inspire, motivate, and accelerate the train of thought. The sense of a center that comes along in the office of Alfa Laboratory is an essential motivation for the staff. Conferences are held and lectures are delivered in the office — a conference hall of Alfa Laboratory may be leased, and the payment that the owners accept is interesting knowledge that speakers can share. But this is not only an image-building solution, for the main resource of the staff is expertise that they enrich with every new speaker.

2. Feasibility. Can a dream office be implemented in view of current technologies and available budget?

We always study confines of a project when creating an office. However, limitations do not constrain us in implementing designers’ or architects’ ideas; they even can expand the project and provide an opportunity to solve arising issues in a novel way. One may think that Alfa Laboratory is a bright and creative office, where there are many perks for the staff, where a conference is opened by a gong stroke — like this is the place where there were little or no limitations. But this was not the case. In addition to various architectural limitations that we were pleased to use to the best effect (e.g., creatively different shapes of some meeting zones come from certain layout peculiarities), we faced quite explicit budget restrictions. The client talks about it with a humorous undertone on one famous web site. Click the link to read it (in Russian): http://habrahabr.ru/company/alfa/blog/233291/.

Thinking outside the box helped us to use low-cost solutions. For instance, the furniture budget was significantly reduced without prejudice to quality. Space-consuming walls were demolished, and additional workplaces were arranged instead. Transparent partitions, a ceiling without “needless” finishing expand the space too. Even heads of departments do not have private offices and work in a reserved area in the “open space.” Every centimeter of Alfa Laboratory fulfils a function, there are no unused spaces and dead areas in the project. The most inconvenient places were turned into storage rooms or rooms for private phone calls.

3. Cost-effectiveness. Every office should be successful and reasonable for business.

If a company cares hugely about its staff, a lot of solutions can be found that will be very convenient for them, but will not work in terms of investments. When design thinking is applied for office design, it is impossible to create a space that does not fulfill business tasks or impedes their immediate execution.

Architects tackle all aspects of a project thoughtfully and offer balanced solutions for density of workplaces or streamlining the communication inter-linkages. Materials used in construction and costs that will be definitely repaid in future have an effect on the cost-effectiveness of an office. LED-based lighting helps to reduce the consumables, hand dryers were installed in lavatories in place of paper towels. The number of printers and their access logistics were carefully thought-out.

Availability of a big number of communication zones: formal — meeting rooms and points, a conference hall, and informal — a game-zone, a porch, coffee-points and other corners in the office, creates an effective environment for quick solution of challenging tasks. The staff of Alfa Laboratory is comprised of qualified and creative people; many of them have expertise in different, IT-adjacent, fields. And it's more than likely that some of them have, in one way or other, faced the issues that occur when working on a project. An opportunity to meet without long gathering of participants and reservation of meeting rooms makes meetings quick, easy and effective. If however one needs a separate meeting room, again there is no need to waste time making an intricate reservation — there is a web-based client, and a reservation schedule is displayed on screens in the meeting rooms too.

If we visualize the three principles of design thinking, we will have three intersecting circles. Therefore, it is difficult to attach any solution to a particular separate principle — things that are good and convenient for the staff contribute to greater efficiency; too expensive and outdated solutions should be replaced with new and cost-effective ones. This again is more comfortable for people and better for a company’s financial performance.

We create effective office spaces based upon the needs of employees, deeply delving into the subject of business processes and prudently estimating risks and limitations. Such office spaces meet the needs of a business and are clearly consistent with a company’s business line. We address issues promptly, pore through business needs, respond to requests qualitatively and are always open to a dialogue.

Как построить офис, используя принципы дизайн-мышления — архитекторы IND Office делятся опытом на примере офиса Альфа-Лаборатории.

В последние годы все большую популярность набирает такое явление как дизайн-мышление, в том числе применение его принципов при проектировании офисных пространств. Если раньше о теории дизайн-мышления, компании IDEO и Тиме Брауне — ее создателе и основоположнике, знали преимущественно в около-инновационных кругах, то сейчас этот термин встречается все чаще.

Архитекторы и дизайнеры IND Office применяют принципы дизайн-мышления в проектировании офисных пространств давно. Еще до того, как мы узнали о существовании этого подхода, мы рассматривали каждый наш проект под разными углами, живо интересовались бизнесом заказчиков, пытались предугадать будущее, в том числе и поведение сотрудников, и предлагали решения, которые способны без труда к этому будущему адаптироваться.

Чем же отличается «просто» дизайн от дизайн-мышления? Дизайн-мышление формирует не только внешний вид объекта, на чем преимущественно сосредоточен дизайн, но и рассматривает детально его функцию, расширяя границы проекта, выводя его на новый уровень.

Простой пример для иллюстрации подхода — однажды в офисе, где работают типичные белые воротнички, появился собственный тренажерный зал. Сейчас этим удивить сложно, но 10 лет назад это было нечто невероятное. Большинству руководителей тогда еще не очень было понятно, отличное ли это решение или это расхолаживает сотрудников, снижая их производительность? И это прекрасный пример дизайн-мышления — заказчик задумался о нуждах сотрудников, вышел за привычные рамки — рабочий стол-кофе-машина, просчитал плюсы для бизнеса и не прогадал! Сотрудники стали активно пользоваться залом, но не в ущерб работе, наоборот, производительность повысилась, время, которое они проводили в офисе, увеличилось: сотрудники в тренажерном зале обсуждали рабочие моменты! Повысилась лояльность компании, улучшилась эмоциональная обстановка, меньше увольнений, больше мотивация, лучше финансовый результат бизнеса — все то, ради чего и сегодня работодатели оптимизируют свои офисы.

Дизайн-мышление — это широкий взгляд на природу вещей, не только на их внешнюю форму.

Стиль — это важно, но приоритетным является создание такого интерьера, который отражает деятельность компании, является ее лицом и визитной карточкой, отражает ее корпоративные ценности и вектор развития. В нашей работе мы применяем основные принципы дизайн-мышления. Проиллюстрируем на примере офиса Альфа-Лаборатории, который был открыт в конце 2014 года.

Альфа-Лаборатория — специальное подразделение Альфа-Банка, которое занимается электронным бизнесом. Офис отличает невероятная для финансового сектора креативность. Функциональный, яркий, инновационный — в нем работают молодые и энергичные сотрудники.

При создании офиса, архитекторы и дизайнеры IND Office тщательно исследуют проект по трем направлениям, которые являются принципами дизайн-мышления:

1. Востребованность со стороны потребителя. В первую очередь офис создан для комфортной работы сотрудников.

В центре дизайн-мышления всегда стоит человек. Чтобы полноценно и эффективно создавать инновационные продукты, в том числе и архитектурные пространства, нужно обладать глубокой эмпатией.

В первую очередь мы отталкиваемся от потребностей заказчика, адаптируя под них свои идеи. Архитектор взаимодействует с заказчиком и создает индивидуальный проект, оптимально подходящий заказчику и его сотрудникам. В сфере электронного бизнеса, в котором работает Альфа-Лаборатория, много молодых энергичных сотрудников — представителей поколения Y, которые очень глубоко вовлечены в цифровые технологии. Заказчик и мы однозначно понимали, что это поколение — основной костяк работников и поэтому офис должен стать привлекательным и удобным именно для них, чтобы придя сюда на собеседование, потенциальный (и непременно квалифицированный) сотрудник захотел здесь остаться. Офис скорее должен был походить на инновационный офис цифровой компании, чем на интерьер финансовой структуры. Наряду с технологиями, потенциальные сотрудники с детства увлекались комиксами, им близко уличное искусство, активный спорт, что также нашло отражение в интерьере.

Так был создан яркий офис, дизайн которого основан на комиксах и элементах стрит дизайна. Понимая природу поколения Y, мы предложили сотрудникам не быть привязанными к одному стационарному рабочему месту, можно работать из разных зон. Динамичная атмосфера позволяет быстро и эффективно решать задачи за счет функциональных решений — писать и клеить материалы можно прямо на стенах, решить задачу без специально собранных встреч можно на мягких пуфах у кофе-поинта, в гейм-зоне можно совместить отдых и мозговой штурм, что не всегда противоречит друг другу. В этом офисе царит неформальная обстановка — интерьер способствует уходу от бюрократии и иерархии, что важно в этом направлении, когда отличные идеи могут родиться и у новичка. Даже самый молодой сотрудник может предложить внедрить новые продукты и не столкнется при этом с иерархическими границами.

Цитаты великих людей, даже необычная стремительная форма стойки рецепции вдохновляют, мотивируют, ускоряют ход мыслей. Ощущение центра, которое появляется в офисе Альфа-Лаборатории, является важной мотивацией для сотрудников. В офисе проходят конференции и лекции — конференц-зал Альфа-Лаборатории можно арендовать, заплатив владельцам интересными знаниями, которыми могут поделиться спикеры. Но это не только имиджевое решение, ведь главный ресурс сотрудников — знания, которые они пополняют с каждым новым спикером.

2. Осуществимость. Можно ли реализовать офис мечты с учетом существующих технологий и бюджета?

При создании офиса мы всегда изучаем границы проекта. Причем ограничения не сдерживают нас в осуществлении дизайнерских или архитектурных задумок, они способны даже расширить проект, предоставив креативно решать возникающие вопросы. Может показаться, что Альфа-Лаборатория — яркий и креативный офис, в котором много различных бонусов для сотрудников, в котором о начале конференции говорит удар гонга — это офис, в котором не было, или было очень мало, ограничений. Но это не так. Помимо различных архитектурных ограничений, которые мы с удовольствием обыграли, например, оригинальная форма некоторых переговорных зон связана с определенными планировочными особенностями, мы столкнулись с очень явными ограничениями бюджета. Об этом с юмором говорит сам заказчик на одном известном интернет ресурсе, прочитать можно по ссылке: http://habrahabr.ru/company/alfa/blog/233291/.

Благодаря творческому подходу удалось использовать бюджетные решения. К примеру, бюджет на мебель был существенно сокращен, но не в ущерб качеству. Стены, съедающие пространство, были убраны, на их месте появились дополнительные рабочие места. Прозрачные перегородки, потолок без «лишней» отделки также увеличивают пространство. Даже у руководителей подразделений нет отдельных кабинетов, а только выделенная зона в опен-спейсе. Каждый сантиметр Альфа-Лаборатории выполняет свою функцию, в проекте нет неиспользуемых пространств и мертвых зон, самые неудобные места превращены в места хранения или комнаты для приватных телефонных разговоров.

3. Рентабельность. Каждый офис должен быть успешным и оправданным для бизнеса.

Если думать исключительно о людях, можно создать множество решений, которые для них крайне удобны, но не оправдывают себя с точки зрения инвестиций. Применяя дизайн-мышление для проектирования офиса, невозможно создать пространство, которое не выполняет бизнес-задач или же препятствует их оперативному выполнению.

Архитекторы вдумчиво подходят ко всем аспектам проекта и предлагают сбалансированные решения в плотности рабочих мест, оптимизируют коммуникационные взаимосвязи. На рентабельность офиса влияют материалы, используемые при строительстве, и те вложения, которые однозначно окупят себя в будущем. Благодаря светодиодному освещению сокращаются затраты на расходные материалы, в туалетных комнатах предусмотрены сушки для рук вместо бумажных полотенец. Количество принтеров тщательно продумано, как и логистика доступа к ним.

Наличие большого количества зон для общения, как формальных — переговорных комнат и поинтов, конференц-зала, так и неформальных — гейм-зона, терраса, кофе-поинты и другие уголки в офисе, создает эффективную среду для быстрого решения непростых задач. Сотрудники Альфа-Лаборатории — это квалифицированные и креативные люди, многие из которых имеют знания в разных смежных с IT областях. И, скорее всего, кто-то из коллег так или иначе сталкивался с вопросами, которые возникают при работе над проектом. Возможность встретиться без длительного сбора участников и бронирования переговорных комнат делает встречи быстрыми, легкими и эффективными. Если же нужна отдельная переговорная комната, то и в этом случае не нужно тратить время на сложное бронирование — есть интернет-клиент, график бронирования отображен и на мониторе в переговорных комнатах.

Если визуализировать три принципа дизайн-мышления, то получатся три сферы, которые пересекаются друг с другом. Поэтому сложно отнести какое-либо решение именно в отдельный принцип — то, что хорошо и удобно для сотрудников, способствует большей производительности, слишком дорогие и устаревшие решения стоит заменять новыми и рентабельными, что опять же удобнее для людей и лучше для финансового результата компании.

Опираясь на потребности сотрудников, глубоко понимая суть бизнес-процессов и разумно просчитывая риски и ограничения, мы создаем эффективные офисные пространства. Они отвечают потребностям бизнеса и четко согласуются с направлением деятельности компании. Мы оперативно решаем вопросы, тщательно изучаем потребности бизнеса, качественно реагируем на запросы и всегда открыты к диалогу.